Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере » Legem.Ru - актуальный правовой ресурс Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере » Legem.Ru - актуальный правовой ресурс

Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере

Статьи 08-апр-2019, 17:54
Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере
По прошествии времени возрождения в России частного предпринимательства уже ни у кого не возникает сомнений в том, что именно бизнес является главной движущей силой экономики. Государство учитывает особенности экономических отношений, построенных не на государственной планово-командной системе строгой вертикали власти, которой подчиняются предприятия государственного сектора, а выстроенных на цикличном развитии, подверженном экономическим кризисам и конъюнктуре рынка.

Особое место во взаимоотношениях государства и бизнеса занимает налоговая политика, посредством которой государство обеспечивает поступление средств на нужды обороны, социальной политики, развитие науки и природоохранные мероприятия.

Отношения сотрудничества в России только начинают складываться в стройную систему. На пути их построения много ошибок, взаимных недопониманий. Огромное влияние оказывают и внешние факторы, вынуждающие государство постоянно усиливать налоговую нагрузку на предпринимателей.

Предпосылки построения взаимоотношений предприниматель-государство в налоговой сфере

Существующие механизмы налогообложения далеки от совершенства, это осознают российские власти. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления Президента Российской Федерации, главы Правительства, министров и ведущих экономистов, в той или иной степени причастных к выстраиванию политики налогообложения.

За время перехода к рыночной экономике были приняты нормативные акты, призванные определить приоритетные направления налоговой политики, выработать взаимоприемлемый механизм взаимоотношений с налогоплательщиками-бизнесменами. Последним, по времени принятия, документом, определяющим цели и задачи государства в этой сфере, стали «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», принятые Парламентом Российской Федерации в конце 2018 года.

Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере
Это – содержательный документ, внимание в котором уделено анализу и прогнозам по наполнению бюджета, выработке стратегии и тактики. Принятый документ специально не выделяет налогообложение в качестве отдельного звена. Документ посвящен бюджетным отношениям.

Принимаемый ранее аналогичный документ носил название - «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы». Он был посвящен анализу и путям совершенствования именно налоговой системы Российской Федерации, а основными приоритетными задачами называл:
  • учет лучшего зарубежного опыта стран с развитой рыночной экономикой и эффективной системой налогообложения;
  • изменения культуры и идеологии отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками;
  • приближения конструкции российской налоговой системы к образцам лучшей международной практики.
Практика истекшего десятилетия свидетельствует об ужесточении налоговой политики государства, как в отношении физических лиц-налогоплательщиков, так и предпринимателей всех уровней бизнеса. Наблюдается усиление фискальной функции налоговых органов, перед которыми стоит задача максимально полного взыскания налогов для наполнения бюджета.

В настоящее время общепризнаны три основных модели построения взаимоотношений в сфере налогообложения:
  • подход с позиции силы;
  • подход с позиции права;
  • подход с позиции интересов.
Каждая из этих моделей принципиально отличается. Выстроены концепции в таком порядке не случайно. Они указывают на эволюцию взглядов на взимание налогов.

Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере
Подход с позиции силы

Самый ранний, по времени возникновения, способ взимания налогов. Реализуя его, аппарат государственного принуждения максимально использует имеющиеся в его арсенале органы для принуждения налогоплательщиков к уплате налогов. Действуя при этом жестко, подавляя малейшее недовольство установленной государством системы налогов. Речь идет не о силовом воздействии, а о демонстрации возможностей государства. Хотя, по отношению к предпринимателям, уклоняющимся от уплаты налогов или скрывающим доходы, могут применяться реальные меры – от крупных денежных штрафов, лишения права на занятие бизнесом до тюремного заключения.

Последствия такой налоговой политики, несмотря на довольно высокую собираемость налогов, имеет много негативных последствий:
  • требует содержание крупного штата для осуществления налогового контроля;
  • порождает коррупцию среди государственных органов, готовых попустительствовать недобросовестным налогоплательщикам;
  • предприниматели, недовольные существующей налоговой системой, начинают разрабатывать схемы обмана налоговых органов для занижения налогооблагаемой базы;
  • разрабатываются различные махинации для вывода средств в оффшорные зоны;
  • резко снижается активность налогоплательщиков в сфере бизнеса;
  • ситуация сказывается на конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
  • темпы роста экономики замедляются, наступает стагнация.
Опасности и негативные стороны такой системы давно осознаны в экономически развитых странах, повсеместно отказавшихся от подобной системы взимания налогов.

Подход с позиции права

Более прогрессивная модель в эпоху бурного развития капиталистических отношений. Репрессии при сборе налогов уступают место их четкой правовой регламентации. Обе стороны четко знают свои права и обязанности. На первый план выходит не фискальный, а правовой способ разрешения конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками. Дела разрешаются не в административном, а в судебном порядке, в состязательном процессе.

Такая стратегия в проведении налоговой политики вызывает большее доверие со стороны бизнеса, который может быть недоволен существующими налогами, но уверен в том, что если он добросовестно их платит, то потребовать сверх меры с него не имеют права.

Основным недостатком этой модели является противостояние между налоговыми органами и предпринимателями. Налогоплательщики при такой системе становятся агрессивными по отношению к государству, излишне самоуверенными в отстаивании своих прав. В любой ситуации стремятся прибегнуть именно к судебному, а не к административному способу разрешения конфликта.

Подход с позиции интересов

Современная концепция, сложившаяся в экономически развитых странах и действующая поныне. Основное внимание в отношениях государство-бизнес обращается на достижение баланса интересов между обязанным платить налоги предпринимателем и публичными интересами государства. В странах с подобной системой налогообложения налогоплательщик, исправно исполняющий условия общественного договора, имеет возможность быть полноценным членом социума. Не стремится вывести капиталы, утаить прибыль или задействовать мошеннические схемы обмана налоговых органов. Взамен он может пользоваться всеми социальными и репутационными благами, которые предоставляет государство налогоплательщикам, соблюдающим условия сотрудничества.

Государство не только взимает с бизнеса налоги, но предоставляет ему широкий спектр услуг:
  • консультативную помощь по исчислению подлежащих уплате налогов;
  • разъяснения в изменении законодательства;
  • гарантирует неприменение наказания за допущенные ошибки и просчеты, которые не носят систематического или умышленного характера;
  • гарантирует неизменность правоприменительной практики по налоговым спорам.

Государство и бизнес - сотрудничество в налоговой сфере


Анализ перспектив развития сотрудничества бизнеса и государства в России

Анализ содержания существующих моделей построения налоговых систем позволяет сделать вывод о том, что не произошло выработки собственной концепции налоговой системы. В историческом плане прошло совсем немного времени после возрождения частного бизнеса. Большая часть времени являлась периодом накопления капитала.

Из истории известно, что начальный этап капиталистического развития характеризовался самыми варварскими формами излечения прибыли. Не минули издержки, связанные с этим и Россию. Уклонение от уплаты налогов приобрело массовый характер. Несовершенство налогового законодательства, отсутствие системного повышения квалификации работников налоговых органов породили массовую коррупцию. Государство, соблюдая свои интересы, прибегло к самой простой модели взимания налогов.

Относительно благополучное, в плане развития бизнеса, десятилетие с 2005 по 2014 годы наметило тенденцию к переходу на более совершенную налоговую систему «с позиции права» и внедрение в нее элементов общественного договора, учитывающих интересы предпринимателей.

Бизнес, чутко улавливающий перемены не только в экономической, но и политической ситуации, перестал быть заинтересован в сотрудничестве с налоговыми органами. Коммерсанты, успевшие вывести капиталы в иностранные банки, не торопятся вернуть их обратно и инвестировать в отечественную экономику.

Условия эффективной модели «подхода с позиций интересов» в сложившейся ситуации не применим. Он хорошо работает в условиях стабильной экономической атмосферы, но не дает должного эффекта в кризисной ситуации. Таким образом, переход к современной модели налогообложения проходит с трудностями.






Бaрмалей? Это не к нам.

У нас нет отдела продаж! Мы не навязываем и не названиваем.