Использование информационных технологий в здравоохранении

Использование информационных технологий в здравоохранении
В июле 2017 года вступил в действие Федеральный закон, касающийся изменений, связанных с применением новых информационных технологий, касающихся охраны здоровья. В процессе создания и развития информационных систем, а также их эксплуатации, был уточнен порядок информационного обеспечения. В постановлении Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года №555 устанавливается порядок доступа к имеющейся информации, находящейся в единой системе, а также в Постановлении закреплены правовые основы ее работы, регламентированы сроки предоставления информации.

Предполагается создать информационную систему на государственном уровне. Она призвана предоставить необходимые услуги населению, касающиеся здравоохранения, удаленно в электронном виде. Предлагается создать единый портал муниципальных и государственных услуг в строгом соответствии с федеральным законодательством.

Единая информационная система определяет:
1. Возможность доступа граждан к имеющей в единой системе информации.
2. Сроки и порядок выдачи необходимой информации, которая имеется в единой системе.
3. Возможность с использованием единой системы осуществлять обмен информацией.
4. Правовое поле, в котором работает единая система.


Подсистемы единой информационной системы
1. Подсистема регистрации работников медицины.
2. Подсистема, учитывающая на федеральном уровне количество медицинских учреждений.
3. Подсистема единой регистратуры на федеральном уровне.
4. Подсистема интегрированной медицинской карты.
5. Подсистема для хранения электронных медицинских документов.
6. Подсистема регистрации пациентов по определенным нозологиям.
7. Подсистема санаторно-курортного лечения.
8. Подсистема с перечнем организаций, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь.
9. Подсистема с информацией о государственных закупках препаратов на федеральном уровне.
Целью единой информационной системы является существенное увеличение эффективности системы здравоохранения. Благодаря внедрению единой системы должно возрасти качество оказываемых услуг. Информационная система призвана информировать граждан о необходимости ведения здорового образа жизни, о профилактике заболеваний. Единая информационная система ускорит получение медицинской помощи.


Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – это комплекс информационно-технической базы, цель которой состоит в информационном сопровождении всех процессов в сфере здравоохранения.

Проект ЕГИСЗ реализует базовые принципы, позволяющие достичь высокого уровня организации труда, а также получить комплексную информацию о любом требуемом ресурсе.


Базовыми задачами являются:
  • организация информационного потока в сфере здравоохранения;
  • переход медицинской помощи на качественно новый уровень;
  • отказ от рукописных историй болезни и карточек в регистратуре;
  • предоставление врачу возможности получения информации о пациенте в любое время в режиме онлайн в единой информационной базе, сформированной для всех врачей;
  • исключение повтора информации о пациенте, а также экономия времени;
  • запись к врачу в порядке электронной очереди;
  • применение методики и способов телемедицины, что, в свою очередь, ставит уровень оказания медицинской помощи населения на качественно новый уровень;
  • сохранение результатов исследований и анализов для пациентов в облачном хранилище и доступ для каждого врача в любое время;
  • любая форма отчетности будет оформлена в электронном виде;
  • формирование единого хранилища для пациентов, которые сделали рентгеновские снимки или снимки компьютерной томографии, доступ врача к ним.
Особенности единой информационной системы и нововведения

Базовый элемент инфраструктуры данной системы – это федеральный центр обработки данных, это позволяет объединить все данные. Вся структура основывается на том, чтобы обеспечить высокую функциональность процесса, поэтому базовые компоненты можно разделить на несколько частей.

Базовая станция содержит всю информацию или, так называемый, центральный компонент, в котором содержится весь поток информации, которым можно воспользоваться в любое время без права корректировки или удаления файла.

Резервный центр с возможностью управлять данными не только внося их, а и стирая или удаляя.

Такая информационная система по данным российских исследований, продемонстрировала ощутимое улучшение работы, в том числе по профилактике заболеваний. Это можно объяснить несколькими причинами: своевременность обращения, оперативность реагирования и возможность получить информацию о пациенте без поиска выписок из больницы, вся информация уже содержится в облачном хранилище, которое просто необходимо открыть, введя свой персональный код.

Данная система позволяет быстрее и корректнее ориентироваться каждому врачу, который получает информацию из единого информационного центра. В качестве хорошего функционального старта, после внесенных изменений в этом году, большинство больниц уже перешло на новый уровень работы с документацией пациента.

Такая система дает возможность подходить к лечению пациента комплексно в любое время, в любом месте, где врач может получить всю необходимую информацию о пациенте.