Понимание налогового правонарушения

Понимание налогового правонарушения
Налоговое правонарушение – это умышленное или неумышленное действие либо бездействие налогоплательщика, которое привело к нарушению норм законодательства в сфере налогообложения. Следствием налогового правонарушения может стать причинение ущерба бюджету, когда налогоплательщик полностью скрыл или занизил сумму налогов либо обязательных платежей. Однако, налоговое правонарушение не всегда связано с неуплатой налогов. К примеру, несвоевременная подача обязательной налоговой отчетности также является правонарушением.

Точное определение термина «налоговое правонарушение» дано в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации. Из данной статьи следует, что любое действие, а также бездействие, которое совершено в разрез с требованиями фискального законодательства и за которое предусмотрено наказание, считается налоговым правонарушением. Однако, голословно обвинять плательщика в том, что он совершил налоговое правонарушение, запрещено.

Юридическое или физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в том случае, когда его вина будет доказана. Учитывая, что основой российского законодательства выступает презумпция невиновности, доказательство вины нарушителя является обязательным условием. В случае, если налоговый орган не сможет доказать вину, налогоплательщик, подозреваемый в совершении налогового правонарушения, полностью освобождается от ответственности.

Для того, чтобы привлечь плательщика налогов к ответственности за нарушение фискального законодательства, требуется выполнить ряд обязательных условий. В частности, необходимо установить и зафиксировать факт совершения правонарушения (составить акт). Материалы, в которых зафиксирован данный факт, рассматривает налоговый орган и на основании их выносит решение. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно только после того, как решение вступит в законную силу. Если налогоплательщик не согласен с решением, которое было принято налоговым органом, пересмотр дела производится в судебном порядке.
Понимание налогового правонарушения
Действие или бездействие плательщика, в результате которого бюджету был причинен ущерб из-за неуплаты налогов и сборов, но при этом не были нарушены требования законодательства, не может считаться налоговым правонарушением. Примером подобной ситуации является минимизация налогов, за счет использования плательщиком всевозможных «лазеек» в несовершенном налоговом законодательстве. Данные действия налогоплательщика не поощряются со стороны органов Федеральной налоговой службы, однако не должны расцениваться как противоправные.

Против кого могут быть выдвинуты обвинения в совершении налогового правонарушения

Обвинения в совершении налогового правонарушения могут быть предъявлены гражданину, индивидуальному предпринимателю, предприятию и организации. Если в совершении неправомерного действия уличено юридическое лицо, к ответственности привлекаются должностные лица предприятия или организации, которые уполномочены подписывать отчетную документацию и обязаны обеспечить уплату в бюджет налогов и сборов. Чаще всего это руководитель предприятия и главный бухгалтер. Также обвинение могут быть выдвинуты третьим лицам.
Понимание налогового правонарушения
За совершение правонарушений в сфере налогообложения предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

Методы выявления органами ФНС налоговых правонарушений

Органы налоговой службы используют различные инструменты, которые позволяют выявить признаки налоговых правонарушений. В распоряжении налоговиков имеется множество баз данных, в которых аккумулируется различная информация, касающаяся граждан, индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций. Сведения, хранящиеся в базах данных, анализируются и сопоставляются между собой с целью выявления расхождений и факторов, которые могут свидетельствовать о потенциальных нарушениях.

Мониторинг информации о налогоплательщиках производится в автоматическом режиме, а в случае обнаружения признаков совершения налогового правонарушения – осуществляется углубленная проверка.

Факторы риска, которые органы ФНС рассматривают в качестве признаков налоговых правонарушений

Существует ряд признаков, при наличии которых к налогоплательщику будет приковано повышенное внимание со стороны работников налоговых органов. По мнению ФНС, факторами, которые свидетельствуют о возможном уклонении от уплаты в бюджет налогов и сборов, являются:
  • Низкий уровень налоговой нагрузки. Налоговиков обязательно заинтересует предприятие, у которого налоговая нагрузка не дотягивает до показателя, являющегося средним по экономической отрасли.
  • Длительная убыточная деятельность – в группу риска попадают предприятия, которые в течение нескольких отчетных периодов декларируют убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Декларирование в отчетности налоговых вычетов в крупных размерах за определенный период времени.
  • Опережение темпов роста затрат над темпами роста доходов, получаемых предприятием от продажи товаров или услуг.
  • Среднемесячный уровень заработной платы, выплачиваемой сотрудникам предприятия, ниже среднеотраслевого показателя, характерного для конкретного субъекта РФ.
  • Многократное приближение к граничному значению установленной Налоговым кодексом Российской Федерации величины показателей, которые предоставляют право на применение налогоплательщиками специальных режимов налогообложения.
  • Декларирование индивидуальными предпринимателями сумм затрат, которые максимально приближены к сумме доходов, полученных за календарный год.
  • Закупка продукции у контрагентов, являющихся не производителями или импортерами, а посредническими структурами. Приобретение товаров у фирм-перекупщиков при отсутствии разумных экономических обоснований данных операций или прочих объективных причин для выбора в качестве поставщика компании-посредника относит предприятие в группу риска.
  • Непредставление плательщиком налогов пояснений в ответ на уведомление налогового органа о факте выявления несоответствия данных и/или отказ в предоставлении запрошенных органом ФНС документов, а также наличие сведений об их порче, утрате или уничтожении.
  • «Миграция», выражающаяся в неоднократном снятии с учета и постановке на учет, вызванными изменением местонахождения налогоплательщика.
  • Существенная разница между уровнем рентабельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности и среднеотраслевым показателем рентабельности по данным статистических органов.
  • Занятие финансово-хозяйственной деятельностью, для которой характерны высокие налоговые риски.

Налоговые органы проводят постоянный мониторинг всех факторов риска и при выявлении признаков правонарушений проводят внеплановую проверку или включают плательщика в план выездных проверок.

Как налоговые органы выявляют неуплату и неправомерное возмещение НДС

При работе с плательщиками НДС органами Федеральной налоговой службы используется механизм сопоставления данных, которые приведены в налоговых декларациях. Это делается с целью выявления риска неуплаты или занижения НДС путем применения схем, используемых для уклонения от налогообложения.
Понимание налогового правонарушения
Сопоставление деклараций осуществляется налоговыми органами при проведении проверке правильности заполнения деклараций по НДС в автоматизированном режиме. Наличие в декларациях расхождений может повлечь за собой проведение углубленной налоговой проверки, а также стать причиной отказа в возмещении НДС.

В качестве фактора риска налоговая служба также рассматривает нестандартные формы расчетов между налогоплательщиком и его контрагентами. К примеру, предприятие получило товар на склад, приняло к вычету НДС, однако контрагент, являющийся поставщиком, налог в бюджет не уплатил. Еще один пример - изменение условий контракта либо его полное расторжение, когда сумма предоплаты за будущую поставку товара подлежит возврату. Данные факты скорее всего станут причиной повышенного внимания к налогоплательщику и поводом для проведения проверки.

Выявление неуплаты налогов со стороны граждан

Проблемы с налоговыми органами могут возникнуть не только у граждан, являющихся должностными лицами предприятий и организаций, на которых возложена обязанность сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов, а также индивидуальных предпринимателей, но и у простых людей, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Наиболее часто подозрение в налоговых правонарушениях у сотрудников ФНС возникает в отношении лиц, которые сдают в аренду жилую недвижимость.

По мнению некоторых аналитиков, рынок аренды жилья является мало контролируемой сферой - ежегодные поступления в бюджет от арендодателей, сдающих квартиры в наем, должны составлять не менее 10-12 миллиардов рублей. Однако, поступления от граждан, которые платят в бюджет 13 % от полученного арендного дохода, фактически составляет 220 миллионов рублей. Чтобы выявить владельцев квартир, которые тайно сдают жилье в аренду и не платят налогов, проводятся рейды.

С целью повышения эффективности выездных мероприятий налоговики предварительно выполняют анализ Росреестра и выявляют лиц, в собственности которых находятся два или более объекта жилой недвижимости, после чего отправляются на проверку по одному из адресов. В рейдах наряду с налоговиками нередко принимают участие полицейские.