
Налоговое правонарушение – это умышленное или неумышленное действие либо бездействие налогоплательщика, которое привело к нарушению норм законодательства в сфере налогообложения. Следствием налогового правонарушения может стать причинение ущерба бюджету, когда налогоплательщик полностью скрыл или занизил сумму налогов либо обязательных платежей. Однако, налоговое правонарушение не всегда связано с неуплатой налогов. К примеру, несвоевременная подача обязательной налоговой отчетности также является правонарушением.
Точное определение термина «налоговое правонарушение» дано в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации. Из данной статьи следует, что любое действие, а также бездействие, которое совершено в разрез с требованиями фискального законодательства и за которое предусмотрено наказание, считается налоговым правонарушением. Однако, голословно обвинять плательщика в том, что он совершил налоговое правонарушение, запрещено.
Юридическое или физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в том случае, когда его вина будет доказана. Учитывая, что основой российского законодательства выступает презумпция невиновности, доказательство вины нарушителя является обязательным условием. В случае, если налоговый орган не сможет доказать вину, налогоплательщик, подозреваемый в совершении налогового правонарушения, полностью освобождается от ответственности.
Для того, чтобы привлечь плательщика налогов к ответственности за нарушение фискального законодательства, требуется выполнить ряд обязательных условий. В частности, необходимо установить и зафиксировать факт совершения правонарушения (составить акт). Материалы, в которых зафиксирован данный факт, рассматривает налоговый орган и на основании их выносит решение. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно только после того, как решение вступит в законную силу. Если налогоплательщик не согласен с решением, которое было принято налоговым органом, пересмотр дела производится в судебном порядке.
Действие или бездействие плательщика, в результате которого бюджету был причинен ущерб из-за неуплаты налогов и сборов, но при этом не были нарушены требования законодательства, не может считаться налоговым правонарушением. Примером подобной ситуации является минимизация налогов, за счет использования плательщиком всевозможных «лазеек» в несовершенном налоговом законодательстве. Данные действия налогоплательщика не поощряются со стороны органов Федеральной налоговой службы, однако не должны расцениваться как противоправные.
Против кого могут быть выдвинуты обвинения в совершении налогового правонарушения
Обвинения в совершении налогового правонарушения могут быть предъявлены гражданину, индивидуальному предпринимателю, предприятию и организации. Если в совершении неправомерного действия уличено юридическое лицо, к ответственности привлекаются должностные лица предприятия или организации, которые уполномочены подписывать отчетную документацию и обязаны обеспечить уплату в бюджет налогов и сборов. Чаще всего это руководитель предприятия и главный бухгалтер. Также обвинение могут быть выдвинуты третьим лицам.За совершение правонарушений в сфере налогообложения предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Методы выявления органами ФНС налоговых правонарушений
Органы налоговой службы используют различные инструменты, которые позволяют выявить признаки налоговых правонарушений. В распоряжении налоговиков имеется множество баз данных, в которых аккумулируется различная информация, касающаяся граждан, индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций. Сведения, хранящиеся в базах данных, анализируются и сопоставляются между собой с целью выявления расхождений и факторов, которые могут свидетельствовать о потенциальных нарушениях.
Мониторинг информации о налогоплательщиках производится в автоматическом режиме, а в случае обнаружения признаков совершения налогового правонарушения – осуществляется углубленная проверка.
Факторы риска, которые органы ФНС рассматривают в качестве признаков налоговых правонарушений
Существует ряд признаков, при наличии которых к налогоплательщику будет приковано повышенное внимание со стороны работников налоговых органов. По мнению ФНС, факторами, которые свидетельствуют о возможном уклонении от уплаты в бюджет налогов и сборов, являются:
- Низкий уровень налоговой нагрузки. Налоговиков обязательно заинтересует предприятие, у которого налоговая нагрузка не дотягивает до показателя, являющегося средним по экономической отрасли.
- Длительная убыточная деятельность – в группу риска попадают предприятия, которые в течение нескольких отчетных периодов декларируют убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности.
- Декларирование в отчетности налоговых вычетов в крупных размерах за определенный период времени.
- Опережение темпов роста затрат над темпами роста доходов, получаемых предприятием от продажи товаров или услуг.
- Среднемесячный уровень заработной платы, выплачиваемой сотрудникам предприятия, ниже среднеотраслевого показателя, характерного для конкретного субъекта РФ.
- Многократное приближение к граничному значению установленной Налоговым кодексом Российской Федерации величины показателей, которые предоставляют право на применение налогоплательщиками специальных режимов налогообложения.
- Декларирование индивидуальными предпринимателями сумм затрат, которые максимально приближены к сумме доходов, полученных за календарный год.
- Закупка продукции у контрагентов, являющихся не производителями или импортерами, а посредническими структурами. Приобретение товаров у фирм-перекупщиков при отсутствии разумных экономических обоснований данных операций или прочих объективных причин для выбора в качестве поставщика компании-посредника относит предприятие в группу риска.
- Непредставление плательщиком налогов пояснений в ответ на уведомление налогового органа о факте выявления несоответствия данных и/или отказ в предоставлении запрошенных органом ФНС документов, а также наличие сведений об их порче, утрате или уничтожении.
- «Миграция», выражающаяся в неоднократном снятии с учета и постановке на учет, вызванными изменением местонахождения налогоплательщика.
- Существенная разница между уровнем рентабельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности и среднеотраслевым показателем рентабельности по данным статистических органов.
- Занятие финансово-хозяйственной деятельностью, для которой характерны высокие налоговые риски.
Налоговые органы проводят постоянный мониторинг всех факторов риска и при выявлении признаков правонарушений проводят внеплановую проверку или включают плательщика в план выездных проверок.Как налоговые органы выявляют неуплату и неправомерное возмещение НДСПри работе с плательщиками НДС органами Федеральной налоговой службы используется механизм сопоставления данных, которые приведены в налоговых декларациях. Это делается с целью выявления риска неуплаты или занижения НДС путем применения схем, используемых для уклонения от налогообложения.
Сопоставление деклараций осуществляется налоговыми органами при проведении проверке правильности заполнения деклараций по НДС в автоматизированном режиме. Наличие в декларациях расхождений может повлечь за собой проведение углубленной налоговой проверки, а также стать причиной отказа в возмещении НДС.В качестве фактора риска налоговая служба также рассматривает нестандартные формы расчетов между налогоплательщиком и его контрагентами. К примеру, предприятие получило товар на склад, приняло к вычету НДС, однако контрагент, являющийся поставщиком, налог в бюджет не уплатил. Еще один пример - изменение условий контракта либо его полное расторжение, когда сумма предоплаты за будущую поставку товара подлежит возврату. Данные факты скорее всего станут причиной повышенного внимания к налогоплательщику и поводом для проведения проверки.
Выявление неуплаты налогов со стороны гражданПроблемы с налоговыми органами могут возникнуть не только у граждан, являющихся должностными лицами предприятий и организаций, на которых возложена обязанность сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов, а также индивидуальных предпринимателей, но и у простых людей, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Наиболее часто подозрение в налоговых правонарушениях у сотрудников ФНС возникает в отношении лиц, которые сдают в аренду жилую недвижимость.По мнению некоторых аналитиков, рынок аренды жилья является мало контролируемой сферой - ежегодные поступления в бюджет от арендодателей, сдающих квартиры в наем, должны составлять не менее 10-12 миллиардов рублей. Однако, поступления от граждан, которые платят в бюджет 13 % от полученного арендного дохода, фактически составляет 220 миллионов рублей. Чтобы выявить владельцев квартир, которые тайно сдают жилье в аренду и не платят налогов, проводятся рейды.
С целью повышения эффективности выездных мероприятий налоговики предварительно выполняют анализ Росреестра и выявляют лиц, в собственности которых находятся два или более объекта жилой недвижимости, после чего отправляются на проверку по одному из адресов. В рейдах наряду с налоговиками нередко принимают участие полицейские.