Свежий Регламент дорожного движения


Одной из обсуждаемых тем стало вступление в силу 20 октября 2017 года нового Административного регламента МВД России в области дорожного движения. В целом, документ направлен на исполнение и систематизацию норм федерального законодательства в сфере дорожного движения, его участников и уполномоченных сотрудников МВД.

Регламент и его исполнение направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, снижение правонарушений, сокращение дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, Регламент закрепляет общую тенденцию обеспечения бесперебойного движения транспорта. По данным сайта «ГУОБДД МВД России» за 2015-2017 годы количество ДТП в январе каждого последующего года снижается приблизительно на 500 происшествий с 12 550 до 11 634 происшествий соответственно (Рисунок 1).
Согласно Регламенту информирование в рамках его исполнения осуществляется через Единый портал государственных и муниципальных услуг, на сайтах МВД России и Госавтоинспекции, по телефону или при личном обращении, в рамках подведомственности уполномоченных подразделений.

В состав лиц, исполняющих функции Регламента, вошел широкий круг сотрудников и должностных лиц полиции, выполняющих административные процедуры:
  • надзор за дорожным движением;
  • остановка транспорта;
  • остановка пешехода;
  • проверка документов и их соответствия;
  • осуществление мер административного воздействия, привлечения к административной ответственности;
  • выезд на место дорожно-транспортного происшествия.
Наглядно процедуры представлены в схеме к данному регламенту (Рисунок 2).
Административные процедуры осуществляются только в необходимом объеме, а случаи необоснованного увеличения времени и количество административных процедур могут быть обжалованы.

Надзор за дорожным движением осуществляется при заступлении на службу и включает визуальное или с использованием технических средств наблюдение за участниками дорожного движения. К числу специальных средств отнесены средства авиации, включая беспилотные летательные аппараты.
При надзоре за дорожным движением может использоваться только служебный транспорт, имеющий соответствующую цветографическую схему. Транспорт должен располагаться в зоне отчетливой видимости для участников дорожного движения.

Надзор осуществляется с применением мер по:
  • предотвращению нарушений правил дорожного движения;
  • информированию об опасности на дороге;
  • выявлению затруднений в движении, в том числе «пробок» на дороге;
  • оказанию водителям помощи при движении по маршруту;
  • пресечению совершенных нарушений правил дорожного движения;
  • выявлению и задержанию транспорта, находящегося в розыске;
  • предотвращению преступлений и нарушений общественного порядка, а также для обеспечения безопасности;
  • обеспечению проезда специального транспорта и аварийно-спасательных служб;
  • контролю за состоянием дорог, обслуживания придорожных коммуникаций и ремонта дорожного полотна.
Для предотвращения нарушений правил дорожного движения Регламентом разрешается использование макетов служебных машин и манекенов имитирующих сотрудников, а также средств автоматической фиксации нарушений.

Сотрудник полиции может остановить пешехода при нарушении им правил дорожного движения; привлечения в качестве понятого; в случае ограничения или регулировки дорожного движения. При остановки пешехода сотрудник представляется и сообщает причину остановки, излагает требования о предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также разъясняет права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае достаточных оснований по признакам административного правонарушения сотрудник полиции принимает решение о возбуждении, либо в отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При подведомственности административного правонарушения иному территориальному органу МВД или другому государственному органу, соответствующее сообщение подлежит передаче им.

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, имеет право ознакомления с материалами, представлять замечания и объяснения к соответствующему протоколу. Задержание лица осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О полиции».

По делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство, разъясняются его права, в том числе не свидетельствовать против себя и своих родственников и одновременно с этим предупреждают об ответственности за заведомо ложные показания. Данные со специальных технических средств прилагаются в качестве процессуального документа с указанием его наименования и номера.

Отказ привлекаемого лица от подписания постановления и отрицания события административного правонарушения фиксируется в соответствующем протоколе. При совершении правонарушения, предусматривающего изъятие водительского удостоверения, оно изымается по решению суда или при вступлении в силу постановления по делу, в свою очередь, отстранение от управления транспортом осуществляется по основаниям выявления правонарушения, предусматривающего отстранение, в том числе при основаниях предполагать алкогольное опьянение при наличии признаков опьянения (Рисунок 3).

Выезд сотрудника полиции на место дорожно-транспортного происшествия осуществляется на основании указания дежурного. Прибыв на место ДТП сотрудник устанавливает обстоятельства происшествия и фиксирует их, в том числе принимает меры к сохранению доказательств.
Участники ДТП при достижении согласия об условиях происшествия могут оформить соответствующее страховое уведомление самостоятельно.

Важная роль в оформлении ДТП отводится дежурному, принимающему вызов о совершенном происшествии. При обстоятельствах, не позволяющих оформить ДТП самостоятельно, дежурный предлагает участникам прибыть на ближайший стационарный пост или подразделение полиции. Дежурный информирует участников ДТП о совершении необходимых действий по сохранению существенных доказательств, а также фото и видеозаписей расположения транспорта и предлагает составить схему происшествия.

Исполнение Регламента в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом в части административных процедур, осуществляется в соответствии с нормами международных договоров Российской Федерации и специального административного порядка.

За исполнением Регламента осуществляется государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

Исполнение Регламента может быть обжаловано в досудебном порядке в вышестоящий орган или должностному лицу, либо в судебном порядке по соответствующим основаниям.