Задать свой вопрос юристу

Предпроверочный анализ и выездные налоговые проверки

Предпроверочный анализ и выездные налоговые проверки
Выездная налоговая проверка – это инструмент налогового контроля, целью которого является выявление правильности вычисления и своевременность оплаты налогов. Предпроверочный анализ – это подготовительный этап выездной проверки, проводимый для эффективного выбора налогоплательщиков, определения методов и повышения результативности проверок.

Выездные проверки проводятся на основании статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Предметом проверки являются налоги и сборы, определенные законодательством. Проверка проводится независимо от выбранного налогового режима, закрепленного в главах 26.1–26.5 Налогового кодекса Российской Федерации. Предпроверочный анализ проводится на основании приказа ФНС от 30 мая 2007 года №MM–3–06/333@, который описывает основные концепции планирования выездных проверок.

Однако по состоянию на апрель 2019 года в Налоговом кодексе Российской Федерации и других законодательных актах нет регламента проведения предпроверочного анализа, из-за чего возникает много споров при необходимости признания его результатов в суде. Кроме того, отсутствие регламента снижает результативность оценки рисков предпринимателей при самостоятельном анализе вероятности попасть под выездную проверку.

Как производится предпроверочный анализ налогоплательщиков

Налогоплательщики вносятся в план выездных проверок на основании анализа его финансово-хозяйственной деятельности. Он включает в себя разнообразные мероприятия, большинство из которых автоматизированы. Для этого Федеральная налоговая служба использует разнообразные программно-информационные комплексы, которые призваны собрать и проанализировать информацию по каждому налогоплательщику. Чаще всего используются следующие программы:
  1. «АСК НДС2» – программа ищет несоответствия в выплатах и возмещениях НДС путём отслеживания перемещений товаров от производителей к конечным потребителям, включая все промежуточные этапы, а также денежных средств, уплачиваемых за них.
  2. Система управления рисками «АСК НДС2» – программный комплекс, анализирующий степень риска невыплаты налогов по каждому налогоплательщику. В результате его работы налогоплательщику присваивается степень риска – низкий, средний или высокий. Первый означает, что программа выявила минимальный риск невыплаты налогов, а последний, что налогоплательщик максимально уклоняется от выплат.
  3. ВНП «Отбор» – программа, предназначенная для сравнения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с другими организациями, работающими в его сфере деятельности (по данным ОКВЭД). Она сравнивает и сопоставляет сведения по 43 критериям. В результате её работы налогоплательщику присваиваются баллы. Если они минимальны, то и вероятность уклонения от налогов низкая и наоборот.
  4. «Однодневка» – программа анализирующая данные по массовым регистрациям организаций по одному юридическому адресу, а также по одинаковым учредителям. При этом проверяется не только деятельность самих компаний-однодневок, но и других налогоплательщиков, сотрудничающих с ними. Если выявляется наличие однодневок среди контрагентов, то это говорит об увеличении рисков уклонения от налогов.
  5. «Налог–3» – это программный комплекс, содержащий максимальные сведения по каждому налогоплательщику от состава учредителей до оборотных средств на счетах. Благодаря ей ФНС в любую секунду может получить любые интересующие сведения по каждой проверяемой организации.
  6. «ВАИ» – это программа, предназначенная для визуального анализа информации. С её помощью ФНС выявляет взаимосвязь между налогоплательщиками и их источниками доходов.

Предпроверочный анализ и выездные налоговые проверки
Это далеко не полный перечень программных комплексов, которые помогают налоговым органам выявлять несоответствия или ошибки при выплате или возмещении налогов.

В каждом отделении ФНС России существуют специальные отделы, которые занимаются ручным поиском информации по налогоплательщикам. Благодаря ему выявляются случаи применения чёрно-серых схем для снижения налоговой нагрузки, полного уклонения от налогов или незаконной обналички средств. При этом могут использоваться любые открытые источники информации от сведений из СМИ до информации из социальных сетей.

Сотрудничество с банками и другими государственными службами

На основании Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также Письма Банка России от 31 декабря 2014 года № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» все банки обязаны предоставлять необходимые ФНС сведения о налогоплательщиках. По распоряжению налоговых органов банки могут блокировать счета, предоставлять сведения о перемещении денежных средств на счетах не только налогоплательщика, но и его контрагентов.

С развитием технологий также стали запрашиваться данные об IP и МАС адресах компьютеров. Это помогает налоговикам выявить совпадения между налогоплательщиком и отдельными контрагентами, что также может говорить об отмывании доходов и уклонении от уплаты налогов. Кроме того, Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» позволяет ФНС получать сведения из ГИБДД, Росреестра и других государственных структур.


Сотрудничество с банками и государственными структурами помогает ФНС выявить следующие сведения:
  • массовое зачисление средств от различных клиентов налогоплательщика;
  • зачисления средств на счета с быстрым списанием (срок которого не превышает двое суток после зачисления);
  • регулярные перемещения денежных средств между налогоплательщиком и клиентами;
  • длительные расчёты между налогоплательщиком и контрагентами (срок которых превышает три месяца);
  • переводы денежных средств на счета контрагентов, которые освобождены от уплаты налогов или используют упрощённую систему налогообложения;
  • иные подозрительные операции, прямо или косвенно указывающие на отмывание доходов и уклонение от уплаты налогов.

Какие факторы влияют на отбор налогоплательщиков для предпроверочного анализа

Существуют факторы, на основании которых выбираются те или иные налогоплательщики для предпроверочного анализа с последующей выездной проверкой. Прежде всего, к ним относится выручка, от размера которой зависит эффективность затрат работы налоговых органов. Под эффективностью понимается минимальный размер доначислений, которые покрывают затраты на работу сотрудников ФНС и использование сопутствующих программ. Минимальным размером доначислений являются:
  • для региональных городов – 5 млн руб.;
  • для Москвы – 11 млн. руб.
Именно поэтому организации, чья выручка менее 100 млн. руб. в год редко попадают в зону интереса налоговых органов. Однако редко – не значит никогда, так как при использовании кассовых аппаратов программный комплекс «АКС НДС2» автоматически передаёт информацию о нарушениях в ФНС. Соответственно при злостной неуплате налогов такие организации могут попасть под выездную проверку.

Второй важный фактор – реальность возможности взыскания доначисленного налога. При анализе финансово-хозяйственной деятельности учитываются активы организации, учредителей, а также членов их семей. Проще говоря, если анализ покажет, что налогоплательщик не сможет покрыть доначисленный налог, то проведение полной проверки будет нерентабельным.

Предпроверочный анализ и выездные налоговые проверки
Ограничения выездных проверок

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации существуют ограничения, которые препятствуют проведению выездной проверкой. К ним относятся:
  1. Место проверки. Выездная проверка может проводиться только на территории налогоплательщика. При отсутствии возможности предоставления места проверки она может быть проведена по месту нахождения обслуживающего отделения ФНС.
  2. Количество проверок. ФНС не может провести проверку чаще двух раз в год. Исключением являются случаи, когда принимаются дополнительные решения о необходимости проверки. Кроме того, нельзя проводить несколько проверок по одному и тому же налогу в один период времени. Это правило распространяется не только на самого налогоплательщика, но и на его филиалы.
  3. Срок проведения проверки. Он не может превышать три года после вынесения решения о необходимости выездной проверки на основании предпроверочного анализа.
  4. Длительность проверок. Она не может быть более двух месяцев с момента первого посещения ФНС налогоплательщика.
Кроме того, в соответствии с антимонопольным законодательством причиной проверки не может стать разница между средней розничной ценой товаров или услуг и реальной ценой реализуемого товара или услуги.


Разновидности проверок

На данный момент существуют четыре вида выездных налоговых проверок. К ним относятся:
  • Тематические. При такой проверке выявляются сведения только по одному виду налогов.
  • Комплексные. Эти проверки проводятся по нескольким разновидностям налогов, сборов или других обязательных платежей.
  • Плановые. Такие проверки проводятся по плану, принятому Федеральной налоговой службой.
  • Внеплановые. Могут проводиться в любой период времени.


Процедура проверки

Выездная проверка состоит из решения о необходимости проверки и уведомления налогоплательщика, а также самой выездной проверки с предварительным собеседованием с руководителем, учредителями и/или основными акционерами налогоплательщика. В ходе проверки могут использоваться следующие процедуры:
  1. На основании пункта 13 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации может проводиться инвентаризация или анализ документации;
  2. На основании статей 91–92 Налогового кодекса Российской Федерации могут досматриваться помещения, используемые налогоплательщиком для получения доходов;
  3. На основании статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляется выемка документов и предметов;
  4. На основании статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации может быть проведена экспертиза документов;
  5. На основании статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации могут допрашиваться свидетели нарушений.
Заключительный этап проверки – это оформление акта с обязательным ознакомлением налогоплательщика о результатах проверки.

Предпроверочный анализ и выездные налоговые проверки
Стоит ли бояться выездных проверок

Выездная проверка – это результат предпроверочного анализа, который по факту является формальностью. После проверки ФНС доначисляет налоги в 99,2% случаев. Это значит, что на момент выездной проверки налоговые органы уже собрали доказательную базу о наличии ошибок при исчислении налогов или своевременности их выплаты в бюджет, которые лишь фиксируются при выездной проверке. Поэтому основную опасность для предпринимателей представляют не выездные проверки, а предпроверочный анализ.

В соответствии со статистическими данными 90% организаций, прошедших процедуру выездной проверки, становятся банкротами из-за невозможности уплаты доначисленных налогов. Это связано с тем, что основной целью проверки является не доначисление, а взыскание налогов.

В соответствии со всем вышесказанным выездная проверка грозит налогоплательщику следующими последствиями:
  1. В 99,2% случае после проверки будут доначислены налоги.
  2. С максимальной вероятностью сумма налогов будет более 5 млн. руб. (для регионов) и 11 млн. руб. (для столицы).
  3. ФНС уже проверила и обнаружила активы, за счёт которых будут взысканы налоги.

Другие публикации