Современные средства работы Федеральной налоговой службы России » Legem.Ru - актуальный правовой ресурс Современные средства работы Федеральной налоговой службы России » Legem.Ru - актуальный правовой ресурс

Современные средства работы Федеральной налоговой службы России

Статьи 12-апр-2019, 17:10
Современные средства работы Федеральной налоговой службы России
Прогресс не стоит на месте и постепенно охватывает все сферы деятельности человека. Не остаются без внимания и системы администрирования, включая деятельность, направленную на сбор налогов. Появился даже специальный термин – цифровая трансформация, который обозначает внедрение технологических решений для оптимизации работы, увеличения доходов и создания новой культуры предоставления услуг.

На данный момент по уровню цифровой трансформации налоговой системы Россия отстаёт от лидеров примерно на шесть лет. Однако в недавнем прошлом Федеральная налоговая служба внедрила систему цифровизации администрирования налоговой системы. И в этой сфере Россия вырвалась в лидеры.

Система исчисления и уплаты НДС

Под цифровизацией понимается система контроля исчисления и уплаты НДС, которая основана на слежении за движением денежных потоков и перемещением товаров с помощью автоматизированной системы АСК НДС–2. Эта программа помогает отслеживать путь товара и денежных средств, уплачиваемых за него, от производителя до конечного потребителя, включая все промежуточные звенья: дилеров, посредников, реализаторов и т. д. С помощью онлайн кассовых аппаратов контролируется не только возмещение НДС, но и выявляются несоответствия сведений.

Благодаря АСК НДС–2 за последние 5 лет в России рост налоговых поступлений составил 19,9 процентов при увеличении ВВП всего на 1,2 процента. Основной прирост пришёлся на 2017 год, по результатам которого бюджет пополнился на 17,3 трлн рублей, что примерно на 20 процентов превышает показатель 2016 года. И положительная тенденция сохраняется до сих пор. По результатам первого полугодия 2018 года бюджет пополнился на 16,5 процентов налогов больше, чем в первом полугодии 2017 года.

Безусловно, весомый процент – около 26 процентов, прироста обусловлен увеличением цен на товары нефтегазовой промышленности, но рост НДС не намного меньше – около 25 процентов. По сведениям Минфина с начала 2010 года и до конца 2017 года сумма возмещения НДС увеличилась в два раза с 2,5 до 5,1 трлн рублей.

Ещё одним весомым плюсом использования АСК НДС–2 стало резкое снижение количества фирм-однодневок, на долю которых и приходился основной процент уклонения от уплаты налогов. По мнению главы ФНС М.В. Мишустина стало сложно незаконно возмещать неуплаченный НДС, как было ранее. В 2011 году количество фирм, попадающих под понятие однодневки, примерно составляло 40 процентов из общего числа организаций. По результатам 2017 года их осталось всего 7,3 процентов, что поспособствовало весомому снижению несанкционированного возмещения НДС и увеличило общий прирост налогов.

На данный момент в России вычеты, попадающие под разряд сомнительных, составляют менее 1 процента из общего числа возмещений по налогам и сборам. И это один из самых низких показателей в мире. В странах Евросоюза он варьируется в пределах от 3 до 7 процентов.

В начале 2018 г. И.И. Шувалов, являющийся на тот момент первым заместителем главы Правительства, сообщил, что Россия готова к экспорту пакетного продукта АКС НДС–2. Уровень цифровизации стал достаточно высоким, а показатели настолько «говорящие», что наша страна уже имеет заявки на покупку этого продукта, поступающие со всего Евросоюза.

Современные средства работы Федеральной налоговой службы России
Системы контроля

Сейчас ведется активная разработка и внедрение системы отслеживания товарооборота. Для этого вводится система обязательной маркировки различных групп товаров (в 2016 г. – товары из меха, в 2018 г. – табачная продукция, обувь и т. д.). Также внедряется программа физического отслеживания грузоперевозок. Она нацелена на контроль доставки продукции от производителя к потребителю.

Новые контрольно-кассовые аппараты, внедряемые с начала 2017 года, позволили не только вести отчётность перед налоговыми органами, но и анализировать динамику продаж, а также влияние сезонных и временных факторов на прибыльность бизнеса в целом. Более того, новая ККТ позволяет внедрять автоматические системы ценообразования, что весомо сокращает временные затраты на рутинную работу и также способствует увеличению прибыльности компании. А покупателям это выгодно наличием мобильных приложений, с помощью которых можно отслеживать покупки и сохранять все чеки в электронном виде.

Расширение сферы влияния

С начала 2019 года Федеральная налоговая служба начала реализовывать новое направление деятельности по легализации самозанятого населения. На данный момент в нашей стране около 25 млн самозанятых граждан, большая часть которых не против уплаты налогов. Однако большинство из них пугает необходимость регистрации и сложность отчётности. Поэтому ФНС внедряет автоматизированную систему, которая должна упростить жизнь налогоплательщиков.

Для контроля уплаты налогов Федеральная налоговая служба начинает охватывать банковскую среду, что позволит отслеживать передвижение средств между счетами физических лиц. А для удобства уплаты налогов тестируется автоматизированная программа, которая призвана снизить бюрократическую нагрузку и значительно упростить взаимодействие людей с госорганами.

Сервис реализовывается в виде мобильного приложения, позволяющего зарегистрировать самозанятое лицо без посещения налоговой, посредством сканирования паспорта налогоплательщика. Для привлечения граждан и повышения интереса к добровольным выплатам, ФНС снижает налоговое бремя всего до 4 процентов. Так же как и современные ККТ, это мобильное приложение позволит самозанятым гражданам фиксировать продажи услуг, формировать чеки и анализировать прибыльность.

Для того, чтобы использовать приложение, гражданину нужно привязать банковскую карту, по которой система будет автоматически отслеживать поступления средств и автоматически блокировать нужную сумму для уплаты налогов. Это позволит самозанятым гражданам выйти из теневой сферы заработков и стать честными налогоплательщиками, не обременяя себя заполнением деклараций и ведением бумажной отчётности. В таком виде система уже тестируется в Москве, Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан с 1 января 2019 года.

Однако пока не реализованы некоторые дополнения, которые сейчас активно обсуждаются в Федеральной налоговой службе. К примеру, снижение налогового бремени на 10 тыс. руб. при первичной регистрации гражданина, что означает освобождение от налогов на эту сумму. Также Государственная дума Российской Федерации рассматривает законопроект закрепляющий возможности отслеживания всех банковских переводов между физическими лицами, не состоящими в родстве (будет проверяться по данным ЗАГСа), без прохождения добровольной регистрации в системе.

Современные средства работы Федеральной налоговой службы России
Автоматизация онлайн сервисов

Не обойдён вниманием и сайт Федеральной налоговой службы, который развивается семимильными шагами. На данный момент на портале реализовано и успешно работает более полусотни разнообразных сервисов, нацеленных на упрощение взаимодействия разных пользователей. Они развиваются под влиянием жизненных ситуаций и спроса налогоплательщиков. Безусловно, наибольшую популярность приобрёл «Личный кабинет» – сервис, предназначенный для отслеживания все доступной информации о налогоплательщике. На данный момент в нём зарегистрировано около 26 млн человек и эта цифра постоянно продолжает расти.

Кроме того, популярностью пользуются следующие сервисы:
  • «Создай свой бизнес» – предназначен для упрощения получения статуса ИП или юридического лица;
  • «Проверь контрагента» – возможность проверить сведения из ЕГРЮЛ, узнать о наличии или отсутствии процедуры ликвидации или банкротства, а также проверить не является ли фирма однодневкой, т. е. прошедшей регистрацию по адресу массовой регистрации юридических лиц;
  • «Узнай о жалобе» – нужный для информирования налогоплательщиков о жалобах, предложениях и заявлениях.
Также активно используются сторонние ресурсы, помогающие гражданам упростить взаимодействие с налоговой. К примеру, на недавно состоявшемся мастер-классе для финалистов конкурса «Лидеры России», М.В. Мишустин лично продемонстрировал работу некоторых из них. Так с помощью «Яндекс-Такси» или «СитиМобил» водители такси могут отслеживать свой доход. А с помощью мобильного приложения Альфа-Банка можно быстро зарегистрироваться в качестве самозанятого лица.

По мнению главы Федеральной налоговой службы, цель автоматизации налоговых органов – создать среду, в которой оплатить налоги станет не более сложно, чем оплатить за использование интернета или мобильной связи. Система должна работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю, притом таким образом, чтобы гражданин имел возможности производить взаиморасчёты из любой точки Земли. Поэтому реализуются программы автоплатежей, активно обсуждаются возможности автоматизированного взаимодействия с банками и многие другие интересные проекты, призванные максимально упростить взаимодействие с ФНС.

Система соответствия сведений о налогоплательщиках

Ещё одно нововведение Федеральной налоговой службы – реестр населения – сервис, предназначенный для отслеживания сведений о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства, проживающих на территории нашей страны. Сейчас он находится в стадии активной разработки и готовится при взаимодействии с органами ЗАГС. В результате этой работы должна появиться платформа, содержащая следующие сведения:
  • ФИО;
  • данные паспорта, ИНН и СНИЛС;
  • образование;
  • семейное положение;
  • льготы;
  • отраслевые особенности и другие идентифицирующие данные налогоплательщика.
На создание такой платформы выделено 3 года. Сейчас сервис находится на стадии согласования тонкостей взаимодействия с другими органами и ведомствами.

Современные средства работы Федеральной налоговой службы России
Иные технологические средства

Ещё одна технология, над которой работает Федеральная налоговая служба – это расширение функционала налогового администрирования и разработка пакетного продукта АСК НДС–3. Некоторые функции уже используются в этой программе, другие же только тестируются. Однако все они нацелены на упрощения работы налоговых органов, автоматизации процесса и упрощению взаимосвязи с налогоплательщиками.

Автоматизируется взаимодействие обмена сведениями между различными ветвями налоговых органов. Это позволит весомо сократить временные затраты, сделает работу максимально прозрачной и позволит учитывать все тонкости и нюансы, чтобы максимально избежать возможности сокрытия налогов. А для взаимодействия с зарубежными партнёрами ФНС присоединилась к CTS – международной системе передачи данных о налогоплательщиках.

В соответствии с проектом налоговой политики в период с 2019 до 2021 гг. налоговая система должна максимально интегрировать все возможные источники информации и автоматизировать систему работы, чтобы обеспечить стабильный рост налогов и сборов.





Бaрмалей? Это не к нам.

У нас нет отдела продаж! Мы не навязываем и не названиваем.