Программа защиты потребителей


Несмотря на сформировавшееся законодательство в сфере защиты прав потребителей, продажи возрастают и, как следствие, приводит к учащению нарушений прав потребителей – граждане затрудняются с определением своих прав, часто не могут без помощи специалистов отслеживать их соблюдение и становятся жертвами недобросовестности продавцов, поставщиков услуг.

Для решения этих проблем правительство принимает ряд мер. Так, в августе 2017 года утверждена «Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», а также в разработке находится «Кодекс защиты прав потребителей», над которым активно работает Роспотребнадзор.

Государственная политика по защите прав потребителей

Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года определяет её цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области.


По результатам работы аналитиков отмечено, что недостаточно определены права заемщиков, так у многих людей возникли неподъемные долги по кредитам. Это относится, в первую очередь, к добросовестным плательщикам, которые изначально планировали вернуть заем, но были введены в заблуждение обманчиво привлекательными условиями кредитования и буквально втянуты в кредитную яму.

В связи с этим будут ужесточены требования к заимодавцам и дополнительно регламентированы правила кредитования. Например, кредитор лишится права требовать от заемщика исполнения своих обязательств, если договор был заключен с лицом, не являющимся законным представителем кредитора, или подписан с нарушением ограничений к процентам по кредиту.

Другая важная проблема – низкое качество товаров и обслуживания в интернет-магазинах. Ежегодно растет количество жалоб покупателей на то, что их обманывают относительно характеристик товаров, продаваемых через интернет. Продавцы нарушают условия продажи и доставки, отказываются возвращать деньги за некачественную продукцию, что вызвано обилием контрафактных и фальсифицированных товаров.

Аналитики отмечают низкий уровень защиты покупателей: детей, лиц пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями. В связи с этим будут выработаны дополнительные меры по защите уязвимых социальных групп граждан.

В содержании стратегии указано, что первоочередные меры по защите прав потребителей будут касаться ужесточения контроля качества продовольствия, медицинских услуг, фармацевтических товаров, ЖКХ. Начнет проводиться политика, ориентированная на производство продукции гарантированного качества. Возрастает ответственность производителей и продавцов за качество продукции и ее соответствие заявленным параметрам.

Возможный путь решения этих задач – разработка «Кодекса защиты прав потребителей». Документ призван актуализировать правовую базу в этой сфере, устранить противоречия и объединить основные нормы в едином акте. Кодекс будет включать в себя все действующие нормативы и служить основным источником прав потребителей. Таким образом, каждый гражданин России сможет самостоятельно контролировать соблюдение своих прав при покупке товаров, услуг и будет точно знать, в каких случаях необходимо обращаться в суд.

Ожидается, что кодекс станет сдерживающим фактором для недобросовестности продавцов. Когда покупатели разбираются в своих правах, их нарушение становится сложным и затратным процессом.

Первая редакция документа будет сформулирована до первого декабря 2017 года. Уже известно, что кодекс обяжет всех продавцов, имеющих терминалы для оплаты банковской картой, принимать, наравне с другими картами карты национальной платежной системы «Мир». Будет окончательно отменено так называемое «мобильное рабство», то есть абоненты получат закрепленное законодательством право свободно менять сотового оператора, сохраняя свой номер телефона.

Роспотребнадзор также планирует включить в кодекс положения, не вытекающие напрямую из российского законодательства, например, будут закреплены права пользователей государственных услуг.