Уроки права для школьников


Юридическое образование школьников – одна из составляющих стратегии формирования правовой грамотности населения. Знание собственных прав, умение их защищать помогают детям, как уязвимым членам общества. Примеряя на себя типичные роли в период обучения или будут впоследствии применены (ученик, пассажир, покупатель, абитуриент, пациент, военнослужащий и т.п.), дети узнают права и обязанности гражданина.

С другой стороны, на уроках права школьники получают понимание ответственности за нарушение прав другого человека. Соответственно, формируется навык социальной ответственности, умение контролировать собственное поведение, поступки в рамках закона.

Ясно осознаваемая задача уроков права – профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. И действительно, знание закона и понимание меры ответственности способны остановить ребенка, не позволить ему преступить опасную черту.


Описывая нормы права, необходимо учитывать свойственный подросткам негативизм, желание сделать все наоборот. Именно поэтому психологи советуют избегать красочного описания самих проступков и преступлений, ограничившись сухой констатацией фактов и описанием законных мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.

Опросы показывают, что среди несовершеннолетних преступников уровень знакомства с уголовным кодексом крайне низок. Многие уверены в своей безнаказанности до достижения 18 - летнего возраста.


На современных уроках права рассматривается и такой вопрос как жизнь преступного сообщества. Между тем кинофильмы, фольклор часто способствует формированию у детей некоего романтического ореола вокруг преступления. Героизируются лихие бандиты, ловкие воры. В романтическом свете предстает и тюрьма, мальчишки примеривают на себя образы «бывалых» преступников – и становятся заложниками собственного имиджа. Юридическое образование должно развеивать такие мифы, показывая преступную среду во всем ее безобразии.

Уроки права должны не просто давать школьникам абстрактные знания. В первую очередь, их задача – рассмотреть типовые ситуации, когда права ребенка могут быть нарушены. И научить его правильному поведению в таких ситуациях.

Умение постоять за себя, используя все возможности, предоставляемые гражданским обществом, пригодится школьнику, например, если он подвергается насилию в семье. Случаи физических наказаний, моральных издевательств встречаются не так редко. И дети, подвергающиеся насилию, бывают запуганы. Они не могут признаться в своих страданиях друзьям, а тем более, старшим. Незнание, куда можно обратиться с проблемой, в какой именно орган, в какой форме – все это приводит к тому, что ребенок годами терпит жестокое обращение.

Ситуация, когда школьник становится изгоем в классе, подвергаясь нападкам со стороны одноклассников или учителей – тоже случай достаточно распространенный. Даже родители не всегда знают, какие меры можно предпринять, чтобы защитить законные права ребенка.

На уроках права должна быть выстроена целостная картина:
•      какие именно законные способы защиты прав может использовать несовершеннолетний;
•      в какие инстанции обратиться (у детей остается памятка с необходимыми номерами телефонов и адресами);
•      как правильно составить заявление;
•      какие действия предпринять, чтобы избежать возможных неприятностей со стороны обидчиков.


Не менее важно сформировать у школьников основы безопасного поведения. Для этого на уроках права рассматривают типовые ситуации, когда школьник может подвергаться опасности. Опыт показывает, что на таких уроках материал школьникам нередко преподносится тенденциозно. Например, девушка одна поздно вечером идет через парк или отправляется в незнакомое место с малознакомым молодым человеком. При этом следует ясно дать понять, что даже неосторожное поведение – не оправдание для совершившего нападение. И проявленная неосторожность не делает школьника виновником несчастья.

Важно, чтобы на уроках права было сформировано понимание закона не как «карающего меча», а как цивилизованного инструмента регулирования общественных отношений. Именно такое понимание свойственно развитому правосознанию.